Персональные разделы

Мы в социальных сетях

Лучшие ресурсы сети

Российская Воздухоплавательная Транспортная Компания “Новый великий шёлковый путь” (РВТК “НВШП”)
Russian Air swimming Transport Company “New Great Silk Way” (RATC “NGSW”)

Рекламное место главного спонсора

Свяжитесь с нами по телефонам: +7 900 568 99 19; +7 909 775 4227; +7 906 231 8357

   

Начальник штаба по Аэро Мобильной

Ядерной Энергетике (АМЯЭ)

Мордашев Владимир Михайлович

15.05.17

 

БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АТОМНЫЙ ДИРИЖАБЛЬ ДЛЯ ТРУДНОДОСТУПНЫХ РАЙОНОВ РОССИИ

     

2-я Международная конференция молодых ученых, специалистов, аспирантов и студентов «Инновационные ядерные реакторы малой и сверхмалой мощности»
ИАТЭ НИЯУ МИФИ 15-17 мая 2017 г.


БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АТОМНЫЙ ДИРИЖАБЛЬ ДЛЯ ТРУДНОДОСТУПНЫХ
РАЙОНОВ РОССИИ

Мордашев В.М.


НИЦ "Курчатовский институт"
• Север - 65% площади России (в СССР - 49%).
• Население России - 2,4% от земного; территория - 10%, на 1/3 плотность населения <1 чел/км2.
• Полезные ископаемые России оцениваются в $28 трлн (США - $8 трлн.).
• В России 45% мировых запасов природного газа, 13% нефти, 23% угля, 22% от мировой "лесной" поверхности.
• Почти все виды ресурсов сосредоточены в восточных районах: Сибирь, Дальний Восток, Арктика. Промышленность - на западе.
• У РФ две транспортные артерии: Севморпуть, Транссиб. Между ними надежных грузовых связей нет.
• На востоке России вся жизнь - около Транссиба.
• Для освоения территорий РФ надо перевозить негабаритные тяжелые грузы, например: парогенератор для АЭС — 430 т, реактор гидрокрекинга нефти — 1200 т, блок АЭС малой мощности типа SSTAR 100 МВт(э) — 500 т, бурильные установки БУ-1250 - 240 т и БУ-6500 - 1600 т.
• Нужно не только перевозить большие и негабаритные грузы на расстояния до 10 т. км, но и длительно работать с ними в этом пространстве (монтировать, перемещать и т.д.).
• Грузовые транспортные аппараты должны иметь возможность выполнять функции передвижных источников энергии.
• Сегодня у России нет подобного транспорта. Есть лишь зимники и авиация.
• Зимник - временная дорога по льду и снегу. Грузовые автомобили типа Урал и КамАЗ или гусеничная техника везут по ней менее 20 тонн.
• Самый грузоподъемный самолет АН-225 «Мрия» может перевезти 253 т. груза, но ему требуется аэродром.
• Вертолет - вертикальные взлет-посадка. Но максимальная грузоподъемность, например, МИ-26 «Гром» - 25 т.
• Перспективный способ доставки тяжелых негабаритных грузов - по воздуху, дирижаблями.
• Более 100 лет назад были созданы воздушные гиганты - дирижабли. Дирижаблей с грузоподъемностью от 20 до 100 т создано более 5 десятков (в основном в Германии, боевых). Но они оказались ненадежными.
• Причины аварий или гибели дирижаблей, не из- за боевых действий (их около 70), составляют в %: пожар -- 24, швартовка -- 19, навигация -- 18, эллинг -- 14, разрыв оболочки -- 12, перелом корпуса при вираже -- 7, обледенение -- 3, нехватка топлива -- 3.
• Поводами для прекращения строительства дирижаблей стали катастрофы:
- Франция (1923) - «Диксмюд» (объём 68000 м3),
- США (1933) - «Акрон» (объём 184000 м3),
- Германия (1936) - «Гинденбург» (объём 200000 м3),
- СССР (1938) - «СССР В-10» (объём 3680 м3).
• «Золотой век» дирижаблей длился недолго -- с Первой мировой войны и до 30-х годов ХХ века.
• За прошедшее столетие в науке и технике произошел колоссальный прогресс: атомная энергетика, новые материалы (в т.ч. угленити), навигация, робототехника.

Некоторые технические решения для дирижабля большой грузоподъемности:
• Замена несущего газа водорода на гелий.
• Ядерно-энергетическая установка (ЯЭУ) - бортовая атомная электростанция:
- нет проблемы компенсации выработанного топлива,
- неограниченное время автономной работы,
- не включает воспламеняющегося топлива.
- ЯЭУ для АПЛ имеют уже более полувековой опыт эксплуатации и могут служить аналогом для ЯЭУ дирижабля. Отличие: последний открытый контур охлаждения - воздушный.
• Грузоподъемность дирижабля:
- В отечественном проекте «Новый великий шелковый путь» [www.ngsw.ru] предложен дирижабль на углеводородном топливе грузоподъёмностью 3500 тонн. Авторы заверяют, что грузоподъёмность можно увеличить и до 35000 тонн.
- Проектная группа из Illinois Institute of Technology ведет работы по созданию гигантского дирижабля AeroCarrier на углеводородном топливе , который будет иметь длину в 2,5 км(!) и сможет поднимать в воздух 35000 тонн грузов.
• Обледенение. Около 2/3 тепловой энергии реактора выбрасывается в виде нагретого воздуха. Им можно обогревать оболочку. Если она выполнена в виде «прочного корпуса» и перфорированного «легкого корпуса», граничащего с атмосферой, то этот воздух может служить «смазкой» для уменьшения трения между оболочкой и атмосферой.
• Прочность оболочки. Сферическая оболочка из угле-ткани при весе 6% от веса вытесненного воздуха над уровнем моря выдерживает давление в 1 ати, т.е сохранит прочность и в стратосфере. При секционировании доля не увеличивается.
• Придание дирижаблю формы, близкой к симметричной относительно вертикальной оси и обеспечение движителями изменения траектории без вращения вокруг вертикальной оси снизит опасность перелома корпуса.
• Регулирование плавучести:
- В полете: изменение температуры и/или давления несущего газа и/или балласта-воздуха.
- В приземленном (приводненном) состоянии: прием (освобождение) балласта (воздух, вода, грунт).
- При аварийных ситуациях - сброс несущего газа или балласта.
• Швартовка, удержание в приземленном (приводненном) состоянии:
- Управление балластом,
- Управление движителями с переменным вектором тяги,
- Вакуумный присос (1 м2 «присоса» удерживает до 10 т) и/или якоря.
• Хранение дирижабля такого объема возможно без эллинга. Штормы, ураганы и пр. безопаснее пережидать в воздухе. Он менее подвержен влиянию стихии, чем малые дирижабли, которые, как показал опыт США, не терпели аварий даже при урагане. Влияние ветра на дирижабль (ускорение) пропорционально его поверхности и обратно пропорционально весу, т.е. объему дирижабля.
• Безэллинговое строительство. Строить дирижабль можно целиком или секциями путем надува готовой оболочки и монтажа внутри ее оборудования с помощью шлюзов.
• Безопасность атомного дирижабля:
- отсутствие легко воспламеняющихся и взрывоопасных материалов,
- современная навигация и робототехника,
- отсутствие возможности свободного падения (парашютирование),
- расположение ядерного реактора внутри мягких и упругих конструкций,
- эксплуатация, в основном, в малонаселенных районах.
• Сегодня не видно ни одной научно-технической проблемы большегрузных атомных дирижаблей, которая бы не имела решения.
• Современный уровень научно-технических знаний, современные материалы и технологии позволяют приступить к проектированию и созданию атомного дирижабля любой необходимой грузоподъемности.
• Не обязательно проходить этапы создания и эксплуатации дирижаблей малых размеров.

Достаточно развитое современное цифровое моделирование позволяет эффективно решать практически все задачи проектирования. Проблема перевозок больших и негабаритных грузов для труднодоступных районов России не терпит отлагательств.

Автор статьи: Мордашев Владимир Михайлович (Начальник штаба по АМЯЭ)

Другие статьи автора:

Неизбежность Атомного Дирижабля в России

Атомный дирижабль – техническая фантастика или реальность? 

К истории анализа перспектив атомного дирижаблестроения 

Из воспоминаний и размышлений первого оператора “Летающей атомной лаборатории” ТУ-95ЛАЛ

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭМПИРИЗМА НА МНОГОМЕРНЫЕ ДАННЫЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ ХАОТИЧНЫЕ

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

Контактная информация

м/т. +7 900 568 9919
тел. +7 401 238 8680
м/т. +7 906 231 8357
м/т. +7 909 775 4227
т/ф +7 401 264 4768
т/ф +7 401 293 1977

E-mail: ngsw@ngsw.ru
SKYPE: ratc.ngsw

Яндекс.Метрика